Как я начал снимать на «Зенит». Фото.

У моего папы был Зенит ЕТ. Он стоял в шкафу в твердом кожаном чехле и был всегда недоступен для меня. Папа запрещал даже брать его в руки, не говоря о том, чтобы пробовать снимать, иногда, когда его не было дома, я все же брал его. Рассматривал различные крутёлки, все, кроме той, что «перематывает пленку». Этот рычажок вызывал истинный трепет и чувство некоего таинства. В общем, мои умения пользования отцовским Зенитом ограничивались лишь в наведении резкости.

Я так думаю, что ради экономии кадров, папа пленку вставлял заперевшись в туалете с выключенным светом и что-то там на ощупь делал. Он еще сам проявлял пленки и печатал фотки, целая пачка фотобумаги обнаружилась в шкафу в году 2004-м. Была какая-то синяя лампа, набор ванночек и агрегаты, но я был слишком мал, уже помню как меня просили отнести катушки в фотобудку в магазине у дома и забирать пленку, а потом снова туда идти с бумажкой, где отмечены кадры и через день уже были фотографии на бумаге. Магия, не иначе, правда, они уже были сделаны пленочной черной мыльницей.

Прошло более 10 лет и в одно прекрасное утро я стал обладателем фотоаппарата Зенит Е 1973-го года выпуска в хорошем состоянии всего за 200.000 белорусских рублей (примерно $13.5). Мужичок продавал его лишь потому что: «Дядька снимал часто, а щас просто стоит, решил продать…» Ни за что не продал бы тот самый папин Зенит ЕТ, пусть бы стоял на полке, как память, например, о тех смешных забегах при фотографировании на автоспуске, а перед этим пятиминутное выставление людей в каре и книжка под объективом.

Проверил шторку, прочие механизмы, судя по всему фотоаппарат стоял в чехле и экспонометр не разрядился (а он селеновый, между прочим, это вам не батарейки), но пока не понял насколько он привирает, да и руки у меня кривоваты и ни черта я не разобрался еще во всех подробностях этого легендарного фотоаппарата.

IMG_20150524_212422_новый размер

Достался мне ZENIT-E 73-го года, экспортный вариант, судя по латинскому написанию. Объектив Гелиос 44-2, вот сейчас лажу по барахолке в поисках объектива Индустар и вообще взял бы еще парочку оптик для экспериментов недорого.

Самое интересное в обладании таким агрегатом это то, что ты не знаешь результата съемки. Ты не можешь посмотреть на экране снимок, скинуть его на компьютер и т.п. Пройдет несколько дней, когда ты отснимешь всю пленку, а в то далекое время и месяцы проходили, а пленки лежали в фотоаппаратах и кадры бережно отсчитывались по праздникам. Потом проявка, просмотр негатива, печать…

Первая пленка была заряжена накануне рабочей поездки в Санкт-Петербург, город, где сам Бог велел снимать на пленку. Как раз мне не надо было там никуда спешить, я мирно гулял и пытался разобраться в винтажном приобретении. И аж подкидывало внутри после очередного щелчка затвора: «Получилось? Как вышло?» Но это пленка, а кадров все меньше, по сути, есть только один шанс, максимум — два. Питерские каналы, Дворцовая, туристы, музыканты, люди, крепость.

Первые две пленки я купил в универмаге «Беларусь», из KODAK и FUJIFILM выбрал первую, хоть говорят, что цветопередача второй лучше, но у меня есть время попробовать. С пленками в городе не сказать, что напряженка, но выбор не большой. Заходил даже в известный фотомагазин ФОТОМАКС, но там такой же выбор, что и в «Беларуси», только еще и не включена в счет проявка, а это приятный бонус, раз уж я решил экономить на новом хобби и купил сканер за копейки, который может работать с негативами. Чтобы отсканировать пленку в хорошем разрешении — придется еще раз заплатить, а так как у меня не было сканера, а подходящий был предложен в сети, то я его и купил. В итоге, спустя несколько дней у меня на руках негатив моей первой в жизни отснятой пленки на фотоаппарате, который почти вдвое старше меня. Засветилась? Закрывалась ли шторка? Что с экспозицией? Как фокус? Я не удержался и даже в метро посмотрел негативы. Ура. Из 36 кадров первой пленки что-то и получилось. Лучшие, на первый взгляд, снимки отсканированы. Никакой серьезной постобработки: автотон и контраст и пару движений ползунками цветов, а некоторые снимки вообще не трогал, чистые сканы с негатива. Первый блин не вышел комом, но по моим ощущениям в работе с пленкой больше нюансов, нежели на ультрасовременные дорогие цифровые камеры. И, самое главное, что-то приятное от них идет… 1-16_новый размер 1-4_новый размер1 1-14_новый размер 1-13_новый размер 1=12_новый размер 1-11_новый размер 1-6_новый размер_новый размер 1-3_новый размер 1-10_новый размер1 1-21Хочу предупредить: не претендую на высокую художественную ценность в своих фотках. Профессиональные фотографы найдут кучу ошибок, но мне все равно нравится то, что я вижу. Да, из 36 кадров имеют право на жизнь 10, но и это круто, да и я фоткал все подряд на разных настройках, скоро нащупаю то, что нужно. Мне нравится путешествовать, а съемка на «Зенит» добавляет еще немного изюма в жизнь, да и на телефоне ужасная камера. Мне нравится сам процесс работы с этим фотоаппаратом и вот то самое «советское детское ожидания» и неожиданность, что поджидает тебя в пакетике, где лежит свежепроявленная пленка. Накануне сделал еще с десяток кадров, но уже на пленку FUJI и с другой чувствительностью, посмотрим, что получится, а в проявку отправилась вторая тестовая KODAK, что составила мне отличную компанию в субботнем Вильнюсе.

  Хипстер 80 уровня: фоткать кофейный стаканчик на пленку в Вильнюсе. #красиваяжизнь   Фото опубликовано Konstantin Pridybaylo (@kostya_pride)

А у тебя лежит старый пленочный фотоаппарат? Может пора смахнуть с него пыль?

Share on VKTweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+Pin on PinterestEmail this to someone
 
  • Anja Kordeljuk

    Я начинала фотографировать именно на плёнку. В 2010 году мне подарили тот самый Зенит ЕТ) Первая плёнка получилась не очень. Даже не сканировала. Дальше лучше. Плёночные фотографии уж очень ламповые и милейшие. Могу посоветовать попробовать поснимать на черно-белую — совсем другое восприятие.

    • Не встретил в магазинах черно-белую, но обязательно попробую и на нее в том числе. Я тоже не всю пленку сканировал, с десяток кадров только 🙂 В пленке есть какая-то атмосфера, тут не поспоришь.

      • Anja Kordeljuk

        Черно-белая была раньше в Kodak-центре на Революционной и в магазине напротив Дворца спорта (забыла название), там, кстати, и объективы есть. Стоят недорого, все линзы чистенькие и с гарантией. Советую. А чб плёнка зернистая, но ощущений ещё больше. Советую Fomapan и Kodak.

  • Olia Trubina

    Черно-белая пленка (ilford) продается в Острове на Некрасова. http://www.fotolab.by

  • Denis T.

    Хочу себе пленочку )

  • Danila

    Какой Зенит цена-качество посоветуете?