О тех, кто виноват в кровавом мотосезоне

За несколько теплых недель в Беларуси случилось какое-то безумное количество аварий с участием мотоциклистов. Этот двухколесный транспорт как красная тряпка для аудитории. Сразу клеймо виновника вешается на того, кто в шлеме. Но давайте абстрагируемся от клише и посмотрим на эту весну из прошлого лета.

22 июня 2015 года было принято постановление 526 Совета Министров Республики Беларусь в нем достопочтенные пожилые люди установили правила для тех, кем они не являются. В этом документе прописали поэтапное получение категории А. С декабря 2015-го года, сдавший экзамен на правила и прошедший проверку вождения на мотоцикле получает подкатегорию А1, дающую право кататься на байках мощностью в 125 кубиков (или 11 киловатт). Согласитесь, не та техника, ради которой человек в принципе желает пересесть на два колеса. В этом 125-кубовом нет ни музыки двигателя, ни звука выхлопа, ни скорости.

Из-за этого маразматичного решения все, кто хоть как-то в голове держал мысль о мотоцикле, да и просто «шоб было», ринулись в ГАИ печатать еще не кастрированную букву А в права. У кого есть категория В вообще надо было просто сдать практику — проехать «восьмерку» и по прямой. Даже без особой подготовки сдают раза с третьего, а кто потратит недельку-другую и 50 баксов на несколько занятий с инструктором, то с первого раза уходит с гаишной площадки сдавать удостоверение на добавление заветной «А». Прошлым летом на Семашко было не протолкнуться на мотоплощадке. Шли и жук и жаба. Уставшие гаишники, понимающе вовремя отвлекались, сидя в машине практически не следя за ходом экзамена, если юный мотоциклист проезжал 2/3 «восьмерки». Кто-то более-менее умел, некоторые приезжали на своих мотоциклах даже на экзамен, а были «оленеводы», которые сдавали по принципу «у меня у бацьки быу «Минск», я в дзярэуне катауся, вумею, сдам». И сдавал. Но такие на дорогу не выедут, а поедет вот кто: парень в трениках адидас, в грязных когда-то белых кроссовках с кривой шнуровкой и барсеткой подмышкой. Он вписал нужную букву «А» в свои права осенью 2015-го. Зимой долго считал деньги и на столь желанную подержанную БМВ не хватает, кризис. А что по крутости следующее после БМВ для гопника? Конечно, мотоцикл! Девчонки на байки прыгают куда охотнее, чем в прокуренный салон старой «бэхи». А мозги этого мотогопника остаются теми же и манера вождения, да и стиль жизни. Он не проходит ТО, не ставит на учет, так как надо платить сборы, лучше потянуть полторашку пива у подъезда, а ездить ведь и так можно, да? Нет, но он катается. Такие мотогопари выезжают по весне самые первые. Им не сидится на месте, нельзя упускать хорошую погоду в свой первый сезон! А если уж выехал, то ручку надо открутить до отказа и стрелку спидометра «положить». Ладно ехал бы он в «бэшечке», так хоть какой-то шанс есть, что железная коробка спасет, а тут шанса нет. Головы на сотни метров отлетают. Прямо в шлеме. И носятся такие мотогопники не долго, к счастью: либо разбиваются, либо им надоедает мотоцикл, после первой поломки, например. Очень редко мозг таких кадров обрастает извилинами и он становится нормальным мотоциклистом, многие грешили в молодости из тех, кто сейчас в сединах неспешно выкатывает свой Харлей или Голду.

Правительство и ГАИ сами подтолкнули эту «кровавую весну» своими действиями. Много говорили о поэтапной категории А, но условий обучения езде на мотоциклах в Беларуси нет. В Минске, если отбросить парочку частных инструкторов, то всех на себе тащит Олег Валентиныч из ДОСААФ на Семашко. У него конвейер по «сдачи на права», он не учит ездить — он учит сдать. Парочка ребят, которые дают уроки вождения, тоже первостепенно настраивают всё на получение категории, да и без буквы нет смысла учить маневры, поведение на дороге и т.п. А после обновления прав мало кто к ним приходит для «второй ступени» мотообразования. Так и выезжают, только со знанием о включении первой передачи. Где площадки? Где инструкторы? Где контроль за экзаменом? В Германии мотоэкзамен включает в себя проезд по городу, а за байком едет инспектор тоже на мотоцикле. Где теория, отличная от автомобильной? Лучше бы из автошкол убрали лекцию о вождении гужевого транспорта, а это час посвятили особенностям мотоцикла на дороге. Автолюбителям это будет тоже очень полезно знать, вероятность, что кто-то из них сядет на мото — 60%, а то что возьмет вожжи — 1%. Этого всего нет и не было сделано. Зато мы имеем тысячи людей, который вскочили в последний вагон полноценной категории «А», а в этом году он разобьются еще ни раз.

Не все мотоциклисты одинаковы и не все проблемы только в байках. В семье не без урода, но, поверьте, мотосообщество даже в Москве довольно узкое и все всех знают, а в Минске и подавно. Тех, кто вот так «летает» по пустой Каменной горке, тех, что сбивают инспекторов ГАИ, кто едет без ТО, страховки и вообще без прав — этих персонажей настоящие мотоциклисты сами хотят посадить на цепочку и отобрать байк, пока мозги не включатся, а их там вовсе-то нет.

Не вешайте ярлыки. Смотрите в зеркала. Включайте поворотники. Не нарушайте закон. Будьте людьми. Глупо сейчас устраивать облавы, когда сами обосрались еще год назад. Глупо бунтовать против ГАИ, потому что для большинства мы все одинаковы: «на двух колесах», а кто «правильный», «цветной» или еще какой — никто не разбирается и не хочет. А люди гибнут и проблема эта не только на двух колесах стоит, а еще и на четырех ножках в высоких кабинетах.

Share on VKTweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+Pin on PinterestEmail this to someone